Патриарх красноярской борьбы об итогах чемпионата мира и об олимпийских перспективах красноярских атлетов.
Все-таки нужно изживать в себе этот провинциальный комплекс: все кажется, что нас ценят недостаточно, обманывают, засуживают. Справиться с этим недугом помогает директор Академии борьбы Дмитрий Миндиашвили.
НУЖНО БЫТЬ ГИБЧЕ
- Дмитрий Георгиевич, поздравляю вас с успешным выступлением красноярских борцов в Стамбуле. Все трое вернулись с медалями. Сразу же возникает вопрос: может быть, стоило красноярцев больше туда взять?
– Правильно. Только что обсуждали этот вопрос, прошлись по весовым категориям и сошлись во мнении, что сборная Красноярского края выступила бы лучше, чем сборная России. У нас сейчас очень сильный состав, и молодежь очень хорошая подтянулась. И хотя сборная России – это могучая команда, в некоторых весах она выступила явно ниже своих возможностей.
- Почему же тренеры сборной не взяли того же Мельникова, который сейчас явно лучший в своей весовой категории?
– Я слов не нахожу для возмущения. Мальчик на чемпионате России выступил блестяще. В финальной схватке с этим Тотровым ни одного балла ему не отдал. Выиграл две прикидки. Не знаю, чем они руководствовались. Говорят, что в Польше проиграл турнир какой-то. Так что важнее: чемпионат России или турнир в Польше?
- А как-то повлиять на это можно было?
– Сейчас, я думаю, не надо это обострять. Я знаю, они сейчас чувствуют себя неуютно. Можно было такой скандал закатить, вы извините. Но это значит просто захлопнуть дверь. Никогда не надо мосты сжигать. Это стратегия. Я всю жизнь так действую и поэтому выигрываю. Погибче надо быть. Так что перед Олимпийскими играми они в долгу перед нами. И тут шансы появляются не только у Мельникова. Надо только самим не сбавлять.
НЫТЬЕ – НЕ НАШ МЕТОД
- У нас могла бы быть медаль и более высокого достоинства. Если бы не засудили Саритова, как об этом говорят и многие специалисты , и сам спортсмен. Что же там все-таки произошло? И можно ли было как-то постоять за справедливость?
– Саритов отборолся на пятерку. Выиграл у чемпиона мира прошлогоднего, у чемпиона Европы, у всех сильнейших. В полуфинале боролся с азербайджанцем, который на самом деле дагестанец. Получилось, что борьба сразу не в ту сторону пошла. Так бывает. И там действительно были очень спорные моменты. Они там перекатывались с лопатки на лопатку, и тому можно было дать балл, и другому. Можно было выбросить кубик в знак протеста. Но кто может гарантировать, что протест удовлетворят? В 95% случаев судьи протест не поддерживают, и тогда еще один балл добавляется сопернику. Счет на тот момент был 3:4, и оставалось бороться еще 40 секунд. Зная характер Саритова, мы надеялись, что он сможет заработать балл. Он очень многие схватки выиграл на последних секундах. И в той ситуации выбросить кубик – значит лишить спортсмена шансов на победу.
- То есть нельзя говорить, что, мол, засудили? Просто несчастный случай?
– Да-да. Просто борьба не так пошла. После этой схватки Саритов вышел бороться за третье место с очень сильным американцем и в таком хорошем зарубоне его победил. И убедил весь мир, что он может стать олимпийским чемпионом. И тут не надо рассуждать, не надо ныть: ой, меня засудили. Если по этому пути пойдет, ничего не будет. Надо брать на себя. Слышал, что он где-то сказал: «Я сам дал повод для такого решения». Вот это правильно. Когда спортсмен так рассуждает, он видит свои ошибки и может их исправить.
ОПАСНОСТЬ ПРИВИЛЕГИЙ
- И у вольников, и у классиков провалились лидеры, освобожденные от чемпионата России. Хотя Махов и занял второе место…
– Его место не второе должно быть.
- Ну да. Белоруса Шемарина мы давно знаем по ярыгинскому турниру. Это опытный борец, но не элитный.
– Честно скажу, очень хорошо, что русский мужик выиграл в супертяжелом весе. Но Махов же никаких движений даже не сделал.
- Так может, не следовало выписывать освобождение лидерам сборной?
– Это была глупая ошибка. Всегда был против этого. Чемпионат России – это главный старт страны, как можно от него освобождать? Освободить от турнира, освободить от схваток – так, что ли? Все борются, а он где-то там гуляет. Эти привилегии приводят к таким вот плачевным результатам. Я не помню, чтоб Медведь Саша пропустил чемпионат Советского Союза. Чтоб Ваня Ярыгин пропустил. Или Алексеев. Или Модосян. Не бывало такого. А тут стал чемпионом – его начинают прятать, бояться проиграть. Что прятать-то? Чемпион доказывать должен.
ПОПЫТКА – НЕ ПЫТКА
- Сейчас в СМИ активно обсуждается тема возвращения Бувайсара Сайтиева. Это реальность?
– Этот вопрос мне задавали уже человек двадцать журналистов… Он приезжал к нам на чемпионат России по классической борьбе, подошел ко мне. «Дмитрий Георгиевич, я хочу дальше бороться». – «Да как же, ты же столько пропустил, года два назад надо было возвращаться». – «Да я постараюсь, попробую». Пришел на тренировку. Такую тренировку дал! Он и у Саритова выиграл, у всех выиграл. Подписал контракт. Я ему сказал: «Ты можешь бороться, но тебе надо отказаться от всех твоих увлечений, от политики, от бизнеса, от друзей». За ним же кавалькада ходит: «Ты бог, ты такой, ты сякой». Говорю: «Ты должен все это на год забросить. Будем работать днем и ночью. Ты должен принять участие, как минимум, в пяти турнирах, отбороться на чемпионате России, и тогда, если посчитают нужным, ты поедешь на Олимпийские игры». Но я уверен: если он поедет, то выиграет.
- Но это же такой риск. Вот не пройдет отбор, проиграет тому же Саритову – в борьбе всякое бывает. Страшный удар по самолюбию.
– Ну и что, подумаешь. Кто не проигрывал? Это неправильное рассуждение. На то и спорт. А он столько навыигрывал, что если раз проиграет – ничего страшного. Попытка того стоит.
ЖЕСТКИЙ АНАЛИЗ
- В этом году Красноярск не был представлен на чемпионате мира в женской борьбе. И вообще, в последнее время наши девушки не блещут результатами. Если оставить за скобками травмированную Ооржак, такое ощущение, что наши лидеры прошли пик своей карьеры, а новых звезд не появилось.
– Я с вами согласен. Если мы можем говорить, что в вольной борьбе у мужчин у нас подъем большой – на чемпионате России первое командное место заняли, то женщины сбавили в результатах, и как раз перед самой Олимпиадой. Будем жестко разговаривать.
- У вас пока нет объяснения этому?
– Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, женской борьбе нужно дать большой толчок к развитию. У нас в крае практически нет отделений ДЮСШ по женской борьбе. Откуда черпать таланты? У мужчин борьба развита в 45 городах и районах края, а у женщин? Где-то одна проскочила в Партизанском районе, одна – в Шушенском, одна – в Назарово, одна – в Лесосибирске… Надо поднимать массовость. Но самое главное – усовершенствовать систему подготовки. Не знаю, удастся ли нам сделать что-нибудь до этой Олимпиады, но ведь жизнь на Лондоне не заканчивается. Сделаем очень жесткий анализ.
ОЛИМПИЙСКИЙ ПРОГНОЗ
- Ваш прогноз, сколько красноярских борцов поедет в Лондон?
– Я думаю, что человека 2-3 вольника может поехать и столько же классиков. Если так будет, это будет блестяще.
- И от всех вы ждете золотых медалей?
– Конечно.
- А вот те ребята, которые сейчас являются вторыми-третьими номерами в сборной, они не потеряют стимул, если не попадут на Олимпиаду? Имею в виду Уришева, Белоновского, Сата, Курака, Хучбарова.
– Да им всем еще бороться и бороться. Они все еще два олимпийских цикла могут пройти. А потом, кроме Олимпийских игр, есть и чемпионаты мира, Европы. Эти же турниры, наверно, тоже что-то значат, правда?
- Последний вопрос. Этот чемпионат мира чем-то вас удивил? Вы же их десятки видели…
– Если точно, это был мой тридцатый чемпионат мира в качестве тренера. Прежде всего, меня удивил количественный состав участников. 80 стран мира, представляете? Появились новые страны. Пуэрто-Рико, например. И наш Кудухов еле выиграл у спортсмена из Пуэрто-Рико. На последних секундах. Из Африки страны, которые и не выговоришь. Индусы. И не надо думать, что это ерунда какая-то. Там такие парни есть – елки-палки! Дело в том, что вольная борьба – это такой спорт, который родственен многим видам национальной борьбы. А национальная борьба есть у всех. И накал борьбы, конкуренция повысились. Раньше если чемпион мира проиграл – это как удар молнии. А тут, пожалуйста, причем проигрывали средним, казалось бы, борцам. Раньше мы считали, что наши конкуренты, ну, американцы, турки, иранцы. А теперь надо учитывать рост борьбы и в других странах.
Текст: Александр Кошкин. Источник: Спорт на Енисее.